история индии

История Индии ведет начало с Хараппской цивилизации III – середины II тысячелетий до н.э., существовавшей в долине Инда. По уровню развития она не уступала Месопотамии и Древнему Египту.
В середине II тысячелетия до н.э. в Индию пришли индо-европейские племена арии. В IV-II веках до н.э. здесь правили императоры династии Маурьев.
Позднее Северная Индия входила в Кушанскую империю (I век н.э.) и империю Гуптов (IV-V века). Гуптский период ознаменовался расцветом индийской классической культуры и получил известность как “золотой век” Индии.
В то же время на юге сложились государства Чола, Пандии и Чера, соперничавшие между собой. После распада первых средневековых государств наступает период раздробленности и вторжений феодалов-мусульман из Средней Азии и Афганистана. Почти все они остались на Индостане, а некоторые даже смогли основать свои империи – Делийский султанат (1206-1526) и Могольская империя (1526-1707).
После битвы при Плесси 1757 года в Индии установилось господство британских колонизаторов.

Поскольку кучка иностранцев не могла управлять столь огромной страной, колониальная администрация встала на путь сотрудничества с местной элитой. Она воспитывалась на примере европейских идей свободы и демократии и получала образование в университетах метрополии. Благодаря усилиям этих людей в 20-30-е годы XIX века в Индии берет начало движение за социальные реформы, а с конца XIX века – организованное освободительное движение. Его становление и развитие было неразрывно связано с деятельностью Индийского национального конгресса.

28 декабря 1885 года в одном из колледжей Бомбея собрались 72 представителя индийских общественных организаций. Они назвали свое собрание конгрессом и объявили в качества его главных целей “укрепление чувств национального единения” и “авторитетное выражение мнения образованных классов”. У истоков ИНК стояли Дадабхай Наороджи, Махадев Говинд Ранаде и Сурендранат Банерджи.

С начала XX века в Конгрессе возникло новое идейно-политическое направление. Его возглавили Бал Гангадхар Тилак иАуробиндо Гхош. Они выступали за вовлечение масс в национальное движение против колониальных властей вплоть до их свержения и создания в Индии республики. Главными лозунгами тогда стали “свадеши” (букв. “своя земля”), т.е. защита национальной промышленности и ремесленного производства, и “сварадж” (букв. “свое правление”). В крупных городах прошли первые демонстрации и большие митинги.

В этих условиях британские колониальные власти сделали ставку на разжигание индусско-мусульманской розни. 30 декабря 1906 года при их содействии была учреждена общеиндийская политическая организация – Мусульманская лига. В качестве своей цели Лига записала: “Развивать среди мусульман Индии чувство лояльности британскому правительству и устранять любое неверное толкование намерений правительства”.

Новый подъем освободительного движения в стране приходится на начало 20-х годов. В это время к руководству ИНК приходит М.К.Ганди. Свою политическую деятельность он начал в Южной Африке, где возглавлял выступления индийцев против расовых дискриминационных законов. Для достижения поставленной цели он применял тактику ненасильственного сопротивления, предусматривающую проведение мирных демонстраций, прекращение работы, закрытие магазинов и т.п. Эту тактику он назвал сатьяграхой (букв. “упорство в истине”). По возвращении в Индию Ганди основал центр по распространению идей сатьяграхи – “Сатьяграха-ашрам”. В 1919 году он вступил в Конгресс, который из организации “образованных классов” превратился в массовую политическую партию. В 1920-1922 и 1930-1931 годы Махатмой Ганди и Конгрессом были проведены мощные кампании гражданского неповиновения. Они всколыхнули всю страну и способствовали росту патриотических настроений. В декабре 1929 года Конгресс выдвинул лозунг “пурна сварадж”, т.е. полной независимости. Его лидеры и активисты проявляли высокое мужество и самоотверженность. Сам Ганди и его соратники провели многие годы в тюрьме, как и другие борцы за свободу, действовавшие вне Конгресса.

Вместе с тем в ИНК возросла роль молодых деятелей, таких как Джавахарлал Неру и Субхас Чандра Бос. Они не только вели борьбу за независимость, но и стремились соединить эту борьбу с защитой интересов широких масс и выступали за демократические общественные преобразования.

В годы II мировой войны борьба за освобождение Индии продолжала нарастать. В тактике Конгресса наметился поворот к более активным формам действий. В апреле 1942 года Ганди выдвинул лозунг “Прочь из Индии!”, что означало немедленное предоставление независимости. В ответ руководители Конгресса подверглись аресту, а деятельность партии была запрещена.

Репрессии властей вызвали массовые стихийные выступления протеста. Индийцы громили полицейские участки, разрушали железнодорожные пути, линии связи, мосты. Эти события вошли в историю страны как “Августовская революция 1942 года”.

Однако фронт совместной борьбы индийцев против колониальных властей оказался серьезно нарушен. Еще в марте 1940 года сессия Мусульманской лиги в Лахоре приняла курс на создание Пакистана, независимого мусульманского государства в границах провинций мусульманского большинства населения.

В годы, предшествовавшие “передаче власти”, обстановка в Индии характеризовалась повышенной политической напряженностью и таила опасность стихийного общественного взрыва. Ситуация окончательно выходит из-под контроля колониальной администрации и тех партий, которые участвовали в переговорах о будущем устройстве страны. После того как Мусульманская лига бойкотировала работу Учредительного собрания и объявила 30 июля 1946 года началом “прямых действий” за создание Пакистана, по стране прокатилась волна беспрецедентных религиозно-общинных погромов. Индия балансировала на грани хаоса и религиозной войны.

Британское правительство отчетливо сознавало неотвратимость потери главной колонии. Проблема состояла в том, как скоро британцы должны покинуть Южную Азию, а главное – какой останется Индия в результате этого исторического акта.

В конечном итоге в августе 1947 года британский парламент принял Закон о независимости Индии. Он предусматривал создание двух доминионов – Индийского Союза и Пакистана. Учитывая пожелания астрологов и просьбы широких слоев населения, Учредительное собрание Индии приняло решение о провозглашении суверенитета ровно в полночь с 14 на 15 августа.

В тишине зала особенно торжественно звучали слова первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру: “Много лет назад мы избрали свою судьбу. И теперь пришло время, когда мы выполним свою клятву, хотя и не до конца и не в полной мере, но вполне по существу. В тот момент, когда часы пробьют полночь и весь мир будет погружен в сон, Индия пробудится к жизни и свободе. Мы переходим из мира старого в мир новый. Наступает тот редкий миг в истории, когда прежняя эпоха закончилась и душа народа, угнетаемая долгие годы, обретает себя”. Далее Неру огласил текст клятвы. В ней было выражено намерение индийских лидеров посвятить себя служению Индии, ее народу, делу гуманизма и мира во всем мире. Клятву принесли все члены Учредительного собрания.

Весь следующий день Индия кипела радостным возбуждением. Повсюду проходили многочисленные торжественные мероприятия, состоялись парады, давались салюты. Главным событием праздника явилась манифестация у крепости Красный форт. Здесь в 4 часа дня Дж. Неру поднял оранжево-бело-зеленый флаг независимой Индии.

Оранжевый цвет флага символизирует мужество и самопожертвование, белый – мир и правду, зеленый – веру и бескорыстие. В центре белого поля флага помещается изображение синей чакры, колеса с двадцатью четырьмя спицами – символа солнца, атрибута бога Вишну, а в современном контексте символа прогресса в науке и технике.

Достижение независимости Индии может справедливо рассматриваться как результат многолетней борьбы за свободу ее народов и одновременно как следствие политического компромисса, к которому пришли британские колониальные власти и лидеры ведущих индийских партий. Образование новых доминионов стало возможным вследствие раздела Британской Индии, положившего начало выходу страны из политического тупика. Вот почему с идеей раздела, какой бы горькой она не казалась, были вынуждены примириться даже ее принципиальные противники.

Провозглашение независимости Индии коренным образом изменило судьбу народов Индостана, которые прочно встали на путь самостоятельного развития, создания демократического государства и построения общества, ориентированного на социальную гармонию, политическую стабильность и экономический прогресс. Это событие оказало существенное влияние на систему послевоенных межгосударственных отношений и наглядно продемонстрировало преимущества политики диалога и компромисса перед силовыми вариантами решения сложных современных проблем.

26 января 1950 года в стране вступила в действие конституция, провозгласившая ее суверенной, демократической республикой.




Читайте:


Интересные подробности об Индии:

Чайные регионы Индии. Ассам

Чайные регионы Индии. Ассам

«Крупнейшим центром чайного производства в Индии является район Ассам, который охватывает обе стор...

Манмо хан Сингх

Манмо хан Сингх

(гурмукхи: ਮਨਮੋਹਨ ਸਿੰਘ, деванагари: &#...

Одежда и культура Индии

Одежда и культура Индии

Традиционная одежда Индии, без сомнения, оставила свой след на мировом рынке, где спрос на типично...

Внешнее описание храмов Чолы

Внешнее описание храмов Чолы

Вокруг всех трёх храмов есть забор. В Индии считают, что чем важнее храм, тем выше у него забор. Н...

История Индии

История Индии

История Индии ведет начало с Хараппской цивилизации III – середины II тысячелетий до н.э., сущест...

В какое время можно посетить реку Ганг и во сколько это обойдется?

В какое время можно посетить реку Ганг и во сколько это обойдется?

Туристический сезон в Индии с октября по март, а самые лучшие месяцы для путешествия по этой стран...

    Праздники, обычаи и религия Индии

    Шудры — низшая каста

    Шудры — низшая каста

    Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и т...

    Уникальные особенности каст

    Уникальные особенности каст

    Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахма...

    Праздник Дивали

    Праздник Дивали

    Дивали (Diwali, Deepavali) - фестиваль огней, один из самых главных праздников в Индии, символизир...

      Интересные факты:

      Одежда и культура Индии

      Одежда и культура Индии

      Традиционная одежда Индии, без сомнения, оставила свой след на мировом рынке, где спрос на типично...

      Индийские сигареты — биди

      Индийские сигареты — биди

      Сагира Ансари, подобрав под себя ноги, сидит на мешке у своего покосившегося кирпичного дома в бе...

      Интересные факты

      Интересные факты

      Тысячелетняя история Индии – это самое логичное объяснение обилию интересных фактов об этой стране...

      Рассказы туристов:

      Торговля с Россией

      Торговля с Россией

      С успехом вели индийские купцы торговлю не только с Россией, но и с Европой. Они ходили со своими ...

      Разноцветный праздник. Холи – 2013

      Разноцветный праздник. Холи – 2013

      В 2013 году я оказалась на холи в Дели... Кстати, холи в этом году пройдет и в Москве, 26 мая, то...

      Индия – это грязь и нищета

      Индия – это грязь и нищета

      На самом деле Индия очень разная. Поехав туда в роли туриста, можно увидеть и сказочную роскошь, б...

      Погода в столице

      Яндекс.Погода