день свадьбы

В долгожданный день свадьбы или за день до него проводится церемония Халди, во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносится паста из куркумы, для того чтобы их кожа сияла. В этот день в домах жениха и невесты проводят Шрадху, обряд поминовения усопших предков, поднося им поминальную пищу — пинду (пинда — шарики из вареного в молоке риса, сезамовых зерен, меда и топлёного масла (гхи)).

В благоприятный момент, облачившись в богатые одежды (шервани, чуридары и пагди (пагри) — свадебный тюрбан), жених отправляется к месту проведения свадебного обряда верхом на украшенной лошади или слоне в сопровождении танцующих и поющих родственников и друзей. Однако в наше время свадебная процессия жениха, именуемая Барат Никаси, чаще всего состоит из вереницы автомобилей. Прибывшего жениха встречает мать невесты. Она проводитарати (церемония поклонения) в знак своего почтения и ставит на его лоб тилак, защищающий её зятя от всякого зла. Поприветствовав мать невесты, жених следует к украшенному богатыми тканями, листьями банана, кокоса или цветами мандапу (шатру) — месту проведения свадебного обряда, в центре которого разжигают жертвенный огонь. Там он ожидает прибытия своей невесты, чтобы начать проведение церемонии бракосочетания, называемой Вар Мала, или Джай Мала — церемонии обмена гирляндами. Этот древний обряд, описанный в Ведах, дошёл до наших дней без изменений. Существовавший некогда у древних славян свадебный ритуал обмена цветочными венками, которыми украшали головы, ничто иное, как упрощённая версия ведической Вар Малы (Джай Малы).
Вскоре появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены.

После обмена гирляндами следуют различные ритуалы, проводимые в мандапе, четыре колонны которого представляют родителей жениха и невесты, дающих опору своим детям.
Так одним из главных ритуалов индуистского свадебного обряда является Канья Даан. Канья означает «девственница», а даан — дар. Во время проведения ритуала Канья Даан отец невесты кладёт правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Отец невесты просит своего зятя дать обещание помочь невесте достичь трёх главных целей (ценностей) жизни, называемых триварга: дхармы, артхи, камы. Дхарма — соблюдение религиозного, морально-этического долга, божественного закона, справедливости; артха — польза, цель, выгода, обеспечивающая материальное благополучие; кама — удовольствия, эмоционально-чувственные наслаждения, желания, любовь.

Во время ритуала Паниграхана Хатхлева руки жениха и невесты связывают тканью или нитями, в знак их неразрывного союза. Брахман-жрец (випра) проводит пуджу Ганеше.

Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому проводят ритуал Гатхабандхан, во время которого брахман связывает концы одежды невесты и жениха в узел, который даже после свадьбы не следует развязывать.

Одним из важных ритуалов, проводимых в свадебном мандапе,является Ладжа Хома, поднесение невестой и женихом жертвенному огню зёрен риса. Невеста кладёт ладонь на ладонь жениха. Брат невесты насыпает в её ладонь рис (как правило воздушный рис — лайя, ладжа или мури), половина которого сквозь её пальцы просыпается в ладонь жениха. Невеста, сыпет зёрна риса в огонь, моля Яму (Ямараджа) — бога смерти, повелителя царства усопших, бога справедливости, даровать её супругу долгую жизнь, счастье, здоровье и процветание.

Кульминацией индуистского свадебного обряда является ритуалАгни Париная (или Мангалпхера, Мангалфера) — обход (пхере) священного огня по часовой стрелке три раза, символизирующий три главных человеческих ценности (цели): дхарму, артху и каму. Жених держит правой рукой правую руку невесты и ведёт её за собой вокруг священного свадебного огня. В зависимости от региона страны, в последнем кругу первой может идти невеста, символизируя то, что она отвечает за исполнение камы (удовольствий, наслаждений) в жизни мужа. Иногда в ритуал добавляют ещё один, четвёртый круг, символизирующий мокшу (освобождение из материального мира).

Далее следует ритуал Саптапади. Жених и невеста, повернувшись лицом на север, делают семь шагов вместе, каждый раз начиная с правой ноги, призывающих Бога благословить их постоянством пищи, здоровьем, духовными силами для соблюдения дхармы, благородным потомством, процветанием, счастьем и долгой семейной жизнью. В отдельных регионах ритуал Саптапади совмещают с Агни Париная. В этом случае жених и невеста обходят вокруг жертвенного огня не три или четыре раза, а семь раз.

Завершающим ритуалом индуистского свадебного обряда является Синдурдана (Сухааг или Субхагья Чинья), во время которого жених наносит на пробор невесты синдур — красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как своей жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, называемое мангалсутра, которое символизирует его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что они будут заботиться друг о друге. Этот радостный ритуал известен как Анна-прашана. По окончании свадебной церемонии молодожёнов благословляют пурохит (брахман, родовой-жрец), родители и близкие родственники. Этот ритуал называется Аширваад. После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение.

В завершение празднования наступает самый эмоциональный момент — прощание невесты со своими родителями и переезд в дом мужа. Этот момент именуется Видааиили Рукхсати. Смешанные чувства охватывают родителей невесты: боль разлуки с дочерью, радость, переполняющая их сердца, слезы из их любящих глаз. Благословлённые родственниками и друзьями, молодожёны покидают место свадебной церемонии. По традиции невеста отправляется в дом мужа на паланкине, но в наше время довольно часто распространена процессия из автомобилей.

Прибывшую домой супружескую пару встречают сёстры или тётушки жениха, держащие в руках глиняный сосуд с солёной водой, чтобы отвести всякое зло от жениха. Только после того как сосуд будет разбит о землю, супружеская пара сможет переступить порог дома. Этот ритуал известен как Двар-рокаи.

Следующим важным ритуалом является Гриха Правеш. Невесту, прибывающую в свой новый дом, встречает свекровь, проводя арати. Перед входом в дом невеста должна опрокинуть своей правой ногой кувшин, наполненный рисом и монетами. Рассыпанное зерно и деньги (драгоценности) — признак достатка и изобилия. Затем невеста становится босыми ногами в большой поднос, наполненный красной краской (киноварью, разведённой водой либо молоком). Окрасив стопы, она входит в дом, оставляя на белой ткани, расстеленной на полу, красные отпечатки, символизирующие удачу. На её стопах остаётся красная кайма алта — один из признаков замужества.




Читайте:


Интересные подробности об Индии:

Достопримечательности Амритсара

Достопримечательности Амритсара

Так появилась главная достопримечательность Амритсара — Золотой Храм ( Хармандир-Сахиб). Сверкающи...

Как добраться до Храма Шахджи

Как добраться до Храма Шахджи

Город Вриндавана принадлежит штату Уттар-Прадеш, который расположился на севере Индии. Между Врин...

Индийская кухня. Пряности

Индийская кухня. Пряности

Словосочетание «индийская кухня» обычно вызывает ассоциацию «перец-карри-рис-чай», причём, многие ...

Где можно погулять и что купить в городе Амритсар

Где можно погулять и что купить в городе Амритсар

В городе можно погулять по магазинам, барам и ресторанам. В основном все современные рестораны рас...

История «Храма Кришны в Гуруваюре»

История «Храма Кришны в Гуруваюре»

Городская история тесно связана с историей храма Кришны и мурти Кришны Гуруваюраппаном. По легенде...

Индира Ганди

Индира Ганди

Детство и семья Индира Ганди родилась 19 ноября 1917 года в одном из северных штатов Индии Утта...

    Праздники, обычаи и религия Индии

    Магх (январь-февраль)

    Магх (январь-февраль)

    Васант Панчами (Басант Панчами, Шри Панчами, Сарасвати Пуджа) — праздник в честь Богини Сарасвати...

    Обряд сати или индуизм как он есть

    Обряд сати или индуизм как он есть

    В 1989 году английский журналист Джон Фрестер решил побывать в Индии, чтобы самолично наблюдать об...

    Шудры — низшая каста

    Шудры — низшая каста

    Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и т...

      Интересные факты:

      Исторические факты про Индию

      Исторические факты про Индию

      В Индии есть все - от сари до пряных блюд, прекрасных пляжей и обильных снегопадов! В этой статье ...

      Интересное об Индии

      Интересное об Индии

      Индия – это удивительная страна, с яркой историей, с большим количеством уникальных ритуалов, трад...

      Индийские сигареты — биди

      Индийские сигареты — биди

      Сагира Ансари, подобрав под себя ноги, сидит на мешке у своего покосившегося кирпичного дома в бе...

      Рассказы туристов:

      Индия – страна святых. Индусы очень духовные люди

      Индия – страна святых. Индусы очень духовные люди

      Индийцы – практичные люди. И религиозность у них чаще всего носит практический характер. Они молят...

      Торговля с Россией

      Торговля с Россией

      С успехом вели индийские купцы торговлю не только с Россией, но и с Европой. Они ходили со своими ...

      Тонкости при самостоятельном оформлении визы в Индию

      Тонкости при самостоятельном оформлении визы в Индию

      Мы пришли в визовый центр где-то в 15.30 и свой очереди ждали часа полтора, всего в помещении был...

      Погода в столице

      Яндекс.Погода