Касты в брахманизме
На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом человеке, который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста - брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч - кшатрии (воины и правители), из бедер - вайшьи(земледельцы, торговцы), из ступней - шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными». Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма). В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане - индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия - сансаре, о перерождениях - инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме - законе, определяющем следующее рождение, о мокше - идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.
Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал мировой религией, а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.
Читайте: |
---|
Интересные подробности об Индии:
![]() Как добраться до Храма ШахджиГород Вриндавана принадлежит штату Уттар-Прадеш, который расположился на севере Индии. Между Врин... |
![]() Гробница Акбара ВеликогоГробница Акбара Великого является известным шедевром архитектуры моголов, расположена на расстояни... |
![]() Храм Каши Вишванатх (Золотой храм)Это наиболее почитаемый и священный храм для приверженцев индуизма не только в Варанаси, но и во в... |
![]() Интересные факты из истории индийского киноИндийский кинематограф известен по всему миру, это даже можно судить по существованию синонима аме... |
![]() Крепость ДжайгархПрактически неприступная крепость. Была построена очень грамотно с целью дать лучникам огромное пр... |
![]() Нишат БагхНишат Багх (Сад удовольствий) был основан в 1633 году и является вторым по величине могольским сад... |
|
Праздники, обычаи и религия Индии
Правила поведения в Индии![]() Известно, что в каждой стране существуют не только культурные и исторические моменты, но и правила... |
Обычаи и нравы Индии![]() Индия – чрезвычайно самобытная страна. Культура этой южной страны представляет собой эклектичное ... |
Праздник богини Сарасвати![]() Мы попали в Варанаси в день студенческого праздника, посвященного богине Сарасвати (вроде Татьяни... |
|