акбар великий

Акбар - великий собиратель и просветитель Индии

Изумительны тайны твои, о седая, молчаливая древность! И чем более изучаем мы ее в Индии, тем тверже поселяется во мне непреодолимое убеждение, что как русские в частности, так и до-историческая Россия, Болгария и вообще все славянские народы теснее связаны о Ариавартой, нежели то известно истории или даже подозреваемо современными ориенталистами. Е.П.Блаватская. Из пещер и дебрей Индостана

Акбар, Император неугасающего света, могущественный объединитель и реформатор Индии. Ты - Садху, святой отшельник, Гималайский риши в духе, но прежде всего, Ты - Лев Моголов в пурпурной тоге правителей. В своем невыразимом сострадании Ты кровью сердца переживал страдания Бытия, окутанные в пелену майи, и тайную жажду духовного освобождения людей. Р.Рудзитис. Великие друзья человечества

Не смешает со множеством славных имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же как и многие, священные в памяти, имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории.

Акбар был не только философом, но и практиком: трудно назвать ремесло или искусство, которого бы он не знал. Иезуиты с изумлением отмечали широту интересов императора: Его можно было видеть погруженным в государственные дела или дающим аудиенции своим подданным, а в следующее мгновение застать его за стрижкой верблюдов, тесанием камней, или занятым резьбой по дереву, или кующим железо - и все это он делал с большим прилежанием, словно это было его особым призванием . (4).

В пору юности с ним случилось необычное событие. Как утверждает предание, ему явился вестник из Мира Высшего, который определил его миссию и судьбу, сказав: Вот видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бывало. Будешь строить Царство и в нем Храм будущий. И как Владыка пройдешь поле жизни, неся в духе Храм будущий.
Поистине, долго ты пребывал на пути с Господом. Нужно окончить земную пяту. И голоса Моего не услышишь, и Света Моего не увидишь, и готовность сохранишь идти путем Божеским.
Но когда придет час открыть следующие Врата, то жена твоя, данная Господом, услышит стук Мой и скажет: Он у ворот . Ты же увидишь Меня, лишь перейдя черту. Но когда жена вступит на последний путь, она увидит тебя в образе Моем.
Ты же будь земной царь и землевладелец потом . (5)

Едва достигнув 13-ти летнего возраста, он унаследовал трон отца после его трагической гибели в 1556 году,оставившего империю в состоянии хаоса, раздираемую войнами и мятежами. Чтобы устранить смуту, разброд и беспорядок, вызванные борьбой за власть, которую вели между собой сыновья Бабура, 14 февраля в Каланауре в срочном порядке был созван совет и высшие сановники и военачальники провозгласили правителем Акбара. Опекуном несовершеннолетнего монарха был назначен полководец Байрам Кхан.

В 1560 г. власть захватила другая дворцовая группа, Байрам Кхан был отправлен в почетную ссылку в Мекку, но по пути убит.
Какое-то время государством управляла узбекская клика родственников кормилицы Акбара. Однако вскоре Акбар стал править самостоятельно. К этому времени ему исполнилось 18 лет. Это был юноша, обладавший незаурядными способностями. Он был страстным охотником (однажды врукопашную убил раненую тигрицу), любителем спортивных состязаний (его личное изобретение – ночной поло, в который играли горящим мячом) и подлинным мастером в искусстве объезжать лошадей и верблюдов (однажды укротил взбесившегося слона, только что убившего своего погонщика), любил охотиться, ездить на слонах,интересовался военным делом.Он обладал необычайной памятью – помнил клички всех своих боевых слонов, а их в его войске насчитывалось несколько тысяч.Вскоре, однако, Акбар взял сам железной рукой бразды правления, покорив бунтовщиков, в числе которых был и его собственный брат Гаким.

Владения Великих Моголов ограничивались в то время территорией вокруг Дели. Акбар в продолжительных войнах расширил границы своего государства, завоевав весь северный Индостан, включая Кашмир, Гуджерат и земли Инда.

В 1556 Акбар дабы расширить границы империи повел свое десятитысячное войско моголов против пятидесятитысячной армии Хему, оснащенной пушками и боевыми слонами, и несмотря на значительное численное преимущество врага, армия Акбара победила (во многом благодаря прекрасной выучке лучников). Войско Хему было разбито, а сам военачальник – серьезно ранен.

Его доставили к юному правителю – он должен был нанести смертельный удар. Но, как бы ни был ненавистен индус Акбару, молодой человек наотрез отказался его убивать.

Так он проявил себя не только удачливым полководцем и доблестным воином, но и великодушным по отношению к побежденным, а так же мудрым политиком, старавшимся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путем проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.

Походы принесли ему ошеломляющий успех: держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан. Хотя Акбар и говорил, что правитель должен всегда стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против его оружие .(6) Завоевательные походы были для него не самоцелью, а скорее жестокой необходимостью, средством создания монолитного и мощного государства. Историки отмечают, что в походах Акбар проявлял минимум насилия и максимум милосердия, кроме только одного случая: в феврале 1568 года при взятии города Читар его защитники оказали такое упорное сопротивление войскам Акбара, что он пришёл в ярость и, захватив город, повелел истребить все его население, составлявшее на тот момент 20000 человек. Захват Читара и расправа над его жителями произвели на самого Акбара неизгладимое впечатление и стали причиной того, что другие индийские города-крепости присоединялись к империи Акбара более мягким и миролюбивым путем. Часть гордых ражпутских княжеств Акбар покорил в 1562 году силой оружия, с другими заключил союзы. Чтобы создать империю, Акбар понимал, что нужен союз с исконными жителями Индии, и в первую очередь – с раджпутами, считающимися «сыновьями раджей», или «сыновьями царей».Осознавая тщетность использования силы против

Раджпутов, Акбар предпочел вместо этого вести дружеские переговоры и женился на Рани Джодх Бай - принцессе из семьи Каччваха из Амбера. В результате раджпуты стали вхожи к могольскому двору и мусульманское влияние на искусство и архитектуру очевидно на примере дворцов, мечетей, садов удовольствий и храмов по всему штату. Акбар относился к ним не как к завоёванному враждебному населению, а как к своим верным подданным. Он не следовал религиозной политике своих предшественников, которые относились к индусам как к людям второго сорта, подвергали их гонениям, разрушали индуистские храмы и облагали их непомерным налогом, выплачивать который были обязаны только они. В 1563-64 годах Акбар отменил этот налог. Многие из его главных чиновников и даже придворные министры были из индусов.

Акбар стремился сохранить некоторые привилегии, которыми пользовались индийские аристократы. Так, он освободил индийских князей от подушного налога и позволил им носить на ауденции у него оружие, что было их признанным правом в соответствии с их рангом и кодексом чести. Индуисты на службе Акбара лучше знали местное население и обычаи страны и были необыкновенно преданы своему мудрому и справедливому правителю. Лучший полководец Акбара раджа Синг был индусом.

Акбар отменил мусульманский лунный календарь и применял местный — солнечный, он запретил мусульманам убивать и есть священных индуистских коров, отменил смертную казнь за вероотступничество и финансировал содержание самых разных религиозных учреждений вне зависимости от их направлений. Он ставил на первый план справедливость и человеческое достоинство, отодвигая на второй те или иные религиозные предписания. Это сказывалось, в частности, в том, что он боролся против рабства, принятого у некоторых групп мусульман, а приверженцам высших индуистских каст запретил сжигать вдов после смерти их мужей.

Походы принесли ему ошеломляющий успех: держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан. Военное искусство Акбара было столь велико, что он не проиграл ни одной битвы. Заметим, что Акбар лично проверял, как идет литье пушек, сам разрабатывал новую военную технику, придумал устройство для одновременного залпа. Вообще, Акбар представлял собой тип идеального правителя того времени: обладая огромной физической силой, был мужественен, умен и очень осторожен. Он предотвратил несколько обычных для той эпохи дворцовых заговоров и окружил себя преданными и надежными царедворцами. Придворный историк Акбара однажды сказал Правителю: «Среди Правителей наблюдается неразрешимое явление. Одни Владыки держались недоступно вдали от
народа, их свергали за ненужностью. Другие входили в жизнь каждого дня, к ним привыкали и свергали за обычностью».
Акбар улыбнулся: «Значит, Правитель должен оставаться невидимым, входя и направляя все действия».
Так решил мудрый правитель и предуказал будущее. Видимый невидимо! (Агни-Йога - 274)

В 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну Джодх-бай, которой, вопреки общепринятому обычаю, разрешил сохранить свое

вероисповедание – индуизм, и которая стала для владыки не только любимой женой, но и другом и единомышленницей,а политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.

В 1562 году он издал указ, запрещающий обращать пленников в рабов и примерно в тот же год впервые дал индусам возможность делать карьеру при дворе и занимать государственные должности. Этими реформами он снискал себе поддержку индийской знати и в дальнейшем, опираясь на её военную мощь и используя её в качестве противовеса мусульманским царедворцам, в значительной степени укрепил свои позиции.

16 мая 1562 года его единокровный брат Адхам Хан предпринял попытку покушения на жизнь Акбара и это событие оказало значительное влияние на процесс формирования его личности: из беззаботного юноши он превратился в целеустремленного, волевого мужа. Интересно, что 1562 год стал определяющим не только для становления личности Акбара, но и для его мировоззрения, что было вызвано глубоким духовным кризисом. Он почувствовал, что его жизнь до сих пор была бесцельной и напрасной, поскольку вся его деятельность не приносила блага ни ему, ни окружающим. Он пришёл к убеждению, что единственный путь, ведущий к духовному освобождению, – это путь бескорыстного служения и помощи всем людям, невзирая на их пол, положение, расу и вероисповедание. Именно эти философия и понимание и стали фундаментом для его последующей жизни и деятельности.

В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ, подобно мудрому строителю, который возведя стены и крышу, спокойно обустраивает дом изнутри. Целью реформ было создание могущественного централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своем основании строжайший учет, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улуг-Бека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Как правителя его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина. Так, например, несмотря на то, что его кровный брат, Мирза Хаким, а позднее и его собственный сын подняли против него мятеж, он милосердно их простил и даже вернул принадлежавшие им земли. В Агни - Йоге читаем: Среди вражеских ударов Акбар был спрошен: «Откуда столько нападений?» Акбар

Акбар разделил свою державу на 16 областей, где местная иерархическая власть подчинялась хорошо отлаженной столичной администрации. Эта новая по тем временам структура была настолько стабильной, что держава, созданная Акбаром, несмотря на многократные войны и распри между наследниками престола, выстояла под напором времён и продержалась многие столетия. Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком.О богатстве Великих Моголов стали слагать легенды. Именно тогда укоренилось представление об Индии как о сказочной стране. Знавшие свои обязанности крестьяне собирали несколько урожаев в год, купцы получали хорошую прибыль от торговли пряностями и изделиями знаменитых индийских мастеров. А Индия славилась в мире тогда, как, впрочем, и сейчас, своими месторождениями золота и драгоценных камней.

Постоянство и последовательность проводимых Акбаром реформ привели к осуществлению уникального культурного синтеза индуизма и ислама, позволившего империи, основанной Акбаром, просуществовать более полутора веков.

Осознавая тщетность использования силы против Раджпутов, Акбар предпочел вместо этого вести дружеские переговоры и женился на Рани Джодх Бай - принцессе из семьи Каччваха из Амбера. В результате раджпуты стали вхожи к могольскому двору и мусульманское влияние на искусство и архитектуру очевидно на примере дворцов, мечетей, садов удовольствий и храмов по всему штату.Союз с Джодж Бай способствовал привлечению в могольскую армию благородных раджпутов, которых Акбар считал родственными себе по духу, и которые оказывали сильное влияние не только на государственную структуру, но и на весь образ жизни Индии. Но самым главным достоинством Акбара как завоевателя и правителя было его умение управлять коренными народами.

Интересные подробности об Индии:

Джодхпур

Джодхпур

Основанный в середине XV века Джодхпур - это типичный город Раджастхана. Центральная площадь старо...

Правила поведения в ашраме

Правила поведения в ашраме

Посетителям ашрама выдают специальную памятку с правилами, которые нужно соблюдать во время пребыв...

Брахманы — высшая каста

Брахманы — высшая каста

Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым...

Индия провела испытание баллистической ракеты «Агни-4», способной нести ядерный заряд

Индия провела испытание баллистической ракеты «Агни-4», способной нести ядерный заряд

Запуск был осуществлен с полигона в восточном штате Одиша НЬЮ-ДЕЛИ, 2 декабря. /ТАСС/. Индия ос...

Чандни Чоук

Чандни Чоук

Популярный рынок Чандни Чоук в Дели продолжает сохранять живое наследие старого Шахджаханабада. Ле...

Масала

Масала

Масала - это смесь из разных специй, часто она существует в виде порошка или порубленных ингредиен...

    Праздники, обычаи и религия Индии

    Ашвин, Ашваюджа (сентябрь-октябрь)

    Ашвин, Ашваюджа (сентябрь-октябрь)

    Питр Пакша (Питри Пакша, Питру Пакша, Сола Шраддха, Канагат, Джития, Махалая-Пакша и Апара-Пакша)...

    Чаитра (март-апрель)

    Чаитра (март-апрель)

    Чаитра Шуклади — Новый год в Северной Индии, отмечаемый в первый день месяца чаитра. Согласно Бр...

    Уникальные особенности каст

    Уникальные особенности каст

    Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахма...

      Интересные факты:

      Интересные факты

      Интересные факты

      Тысячелетняя история Индии – это самое логичное объяснение обилию интересных фактов об этой стране...

      Кушти – древнее индийское искусство борьбы

      Кушти – древнее индийское искусство борьбы

      Кушти – это форма традиционного реслинга в грязи, очень популярного в Индии. Ему несколько тысячел...

      Факты об Индии

      Факты об Индии

      Интересно знать, что за последние 10 000 лет Индия не вторгалась на территорию другой страны, хоро...

      Рассказы туристов:

      50 фактов об Индии глазами россиянина

      50 фактов об Индии глазами россиянина

      В качестве жеста «да» (вместо кивка головой, как у нас) индийцы раскачивают головой в стороны, нап...

      Индийцы необразованные

      Индийцы необразованные

      Образование очень важно для индийцев. Оно – шанс улучшить свое положение в обществе. В образование...

      Современные русские в Индии

      Современные русские в Индии

      Сейчас большинство русских в Индии это туристы. Они бывают разных категорий в зависимости от цели ...

      Погода в столице

      Яндекс.Погода