погребальные обряды

Нужно заметить, что многие обычаи в Индии, когда-то исполняемые с удивительной пунктуальностью, постепенно приходят в забвение или теряют былую отчетливость. Но ни одни индус не осмелится пренебрегатьпохоронными церемониями и ежегодной шраддхой (поминками).

Нищий, просящий подаяние, неизменно повторяет, что ему не на что совершить шраддху по отцу или матери, и это всегда поможет собрать ему милостыню. Монье-Вильямс так толкует существо поминальных обычаев: «Выполнение похоронных обрядов считается самой положительной и неотложной обязанностью. Это долг, состоящий не только в признательном почитании предков, но и в совершении актов, необходимых для их счастья и дальнейших преуспеяний в потустороннем мире. Умершие родственники по крайней мере трех ближайших поколенийдля живущего на земле являются наиболее дорогими божествами, и они должны быть почтены ежедневными молитвами, иначе кара в том или ином виде, несомненно, постигнет семью.
Поминальные обычаи в Индии необыкновенно пестры и разнообразны. Мы остановимся на тех из них, которые сопровождают смерть брахмана, так как они являются более или менее типичными и представляют собой тот образчик, к которому стремится правоверный индус при первой возможности.
В тот момент, когда брахман близок к смерти, его снимают с кровати и кладут на пол. Но если возникает опасение, что данный день является даништапанчами (неблагополучным), умирающего человека выносят из дома и кладут или на дворе, или на пиале (приподнятая веранда). При этом произносятся некоторые молитвы. Задача последних облегчить выход «жизни» через разные части тела. Душа, по существующему верованию, должна уйти через одно из девяти отверстий в теле, сообразно с особенностями и достоинством умирающего. Душа хорошего человека покидает тело через брахмарандхру (вершина черепа), душа дурного — через анальное отверстие.
Тотчас же после смерти тело омывается, на лоб накладываются религиозные метки, и подсушенный падди (рис в шелухе) и бетель разбрасывается сыном по трупу и около него. Так как предполагается, что брахман постоянно имеет огонь с собою, то возжигается священный огонь. В этой стадии совершаются некоторые очистительные церемонии, если смерть случилась в неблагополучные день, или час, или в полночь. Затем труп оборачивается в новую одежду, и при этом прочитываются положенные молитвы. Выбираются четыре носильщика, которые понесут тело к месту сожжения. Пространство между домом умершего и местом сожжения делится на четыре части: при конце каждой делается остановка, причем сыновья и племянники ходят вокруг трупа и молятся. В это время они распускают свои кудуми (узел волос на маковке), и бьют себя по бедрам. Немного вареного риса предлагается тропинке как патхибали («приношение дороге»), чтобы умилостивить злых духов.
Как только тело доставляют на место, распорядитель похорон бросает в дрова четверть анны. Четыре отверстия в трупе смазываются гхи (очищенное коровье масло), затем труп осыпают рисом, а также вкладывают рис в рот. Затем сын умершего берет факел, зажженный от священного огня, и подносит к дровам. После этого все родственники умершего садятся, скорчившись, на землю, лицом на восток, берут немного травы дхарба и, разрывая ее ногтями на мелкие кусочки, бросают в воздух, все время повторяя очень громко и протяжно ведические стихи; особенно громко это положено делать на похоронах уважаемого старика.
Сожжение трупа представляет собой наиболее частый тип похоронного обряда, но из-за обезлесения Индии оно стоит дорого. Поэтому погребение в земле распространяется все шире, но считается уделом и бедняков, и наименее привилегированных членов семьи, то есть женщин и детей.
По возвращении с похорон домой люди совершают два обряда: нагна («голая») шраддха и патана стхапанам («утверждение камня»). Дух после сожжения тела считается голым. Чтобы одеть его, приносятся в жертву вода и вареный рис, а если речь идет о брахмане — одежда, лампа и деньги. Воздвигаются два камня: один — в доме, другой — на берегу пруда; камни символизируют дух умершего. В течение десяти дней совершаются перед камнями возлияния водой, смешанной с семенами кунжута и риса. Число возлияний должно быть равно семидесяти пяти, начинаясь тремя в день и возрастая с каждым днем на одно.
Вдова брахмана снимает свое тали (брачное ожерелье) на десятый день по смерти мужа, при этом она должна обрить себе голову и носить затем белое платье. В течение целого года после смерти человека каждый месяц совершается шраддха; в подробностях она похожа на годовую, которая должна совершаться регулярно и беспрерывно, если только не будет совершено паломничество в Гаю — в последнем случае ежегодные поминки делаются необязательными. Для выполнения этих годовых поминок ближайший родственник умершего зовет трех брахманов, которые представляют собой соответственно Вишну, божество и умерших предков. Иногда участвуют в службе только два брахмана, и Вишну будет тогда представлен камнем шалаграмой. В крайнем случае может служить и один брахман, но тогда два других брахмана будут представлены травой дхарба. Зажигается священный огонь, и в жертву огню приносятся гхи, небольшое количество сырого и вареного риса, овощи. Затем брахманы моют ноги и садятся за трапезу. Но прежде чем они вступят в помещение, где им приготовлен обед, здесь разбрызгивается вода и разбрасываются кунжут и рис, чтобы прогнать злых духов. Когда обед кончен, шарик из риса, называемый «ваяса шинда» («пища ворон»), приносится духам предков трех поколений и бросается воронам. Если последние не станут есть рис, то это считается плохим признаком. Хорошо накормленные брахманы получают сверх того бетель и деньги как плату за свои услуги.
Отпущение грехов умершего, которое составляет неотъемлемую принадлежность всех похоронных ритуалов мира, присутствует и в индусскомритуале. Тёрстон записал подобное отпущение у одного племени Южной Индии; они произносились нараспев и очень быстро старшим членом племени.
Вот наиболее интересные места из этой записи:Все, что сделал человек в этом мире, Все грехи, совершенные его предками.Грехи, совершенные дедами,грехи, совершенные его родителями.Все грехи, совершенные им самим: Удаление своих братьев,перенос пограничной линии,захват участка соседа,изгнание братьев и сестер, рубка украдкой дерева капли,рубка дерева мулли вне своей ог. Срывание колючих веток дерева котти,Подметание метлой, Обламывание зеленых веток,Вырывание рассады,Выдергивание молодых деревьев,Бросание птенцов кошкам.Огорчение бедного или урода,Брызганье грязной водой на солнце,Отход ко сну после захода луны,Зависть к хорошему урожаю других,Зависть при виде буйволицы, дающей много молока, Перенос пограничных камней,Захват теленка, отпущенного при похоронах на свободу,Загрязнение воды нечистотами, Испускание мочи на горячую золу,Неблагодарность по отношению к жрецу, Лжесвидетельство высоким властям,Ложь людям.Отравление пиши,Отказ накормить голодного человека,Отказ дать огонь замерзающему.Убийство змей и коров, Убийство ящериц и пиявок,Указание неверной дороги, Сон на кровати, в то время как тесть спит на полу,Огорчение снох, Спуск воды из озера, Зависть к счастью других деревень,Ссора с людьми. Обман путников в лесу, Хотя бы было триста таких грехов,Пусть уйдут они все с теленком, отпущенным
на волю,Пусть все грехи будут удалены,Пусть все они будут прощены.
В этом тексте отражена деревенская мораль и перечислено все то, что, по воззрениям индуса, является грешным, что влечет за собой кару в потустороннем мире и о прощении чего люди живущие молят богов и умерших предков. Сопоставление актов действительно безнравственных или экономически гибельных, как, например, «огорчение бедного или урода», «отказ накормить голодного человека», «отказ дать огонь замерзающему» или «загрязнение воды нечистотами», «отравление пищи», «спуск воды из озера» и т. д., с такими, как «подметание метлой», «брызганье грязной водой на солнце», «убийство ящериц и пиявок», способно вызвать улыбку, но надо понимать, что здесь перемешаны отражения реального хода жизни и суеверия, которые формировались веками.
Индусское погребение протекает очень шумно, с криками, стонами и плачем; чисто театральная демонстрация горя, умелые речитативы, красиво рисующие величие потери и вызванного ею несчастья, вырывание волос, биение себя в грудь, падание в судорогах на землю — все это считается не только приличествующим случаю, но и обязательным. Во всем этом гораздо больше этикета, чем действительных переживаний. Тем не менее чем женщина истеричнее, чем она громче и разнообразнее причитает, тем больше она заслуживает похвал. Про неудачницу в этом отношении говорят: «Она, должно быть, глупа… она только плачет». Молодые женщины и даже девочки внимательно приглядываются к этой показной скорби из чисто практически соображений: когда-то и им придется исполнять эту роль.
Наряду с этими причитаниями по вдохновению существуют весьма мастерски составленные похоронные песни, которые поются в Южной Индии всеми кастами, включая и брахманов. Маленькие девочки заучивают их наизусть, а взрослые женщины поют не только непосредственно после смерти родственника, но и по крайней мере не реже одного раза в две недели. Каждая женщина должна знать хотя бы одну такую песню в память дедов, родителей, братьев и сестер, супруга, детей, свекра или свекрови…
Эти песни так и называются: «Песня вдовы в честь умершего супруга», «Песня матери над умершим ребенком», «Горе дочери над умершей матерью» и т. д. Они полны меланхоличной прелести; особенно сильна песня вдовы, проникнутая грустным драматизмом, — вдовы, которая со смертью мужа теряет действительно все и перестает существовать как член общества. Авторство многих песен приписывается знаменитому тамильскому поэту Пугхалентхи Пулавару. Песни эти заслуживают внимания изучающих Индию, так как кроме высокой художественности, им свойственной, они содержат в себе богатейший бытовой материал.




Читайте:


Интересные подробности об Индии:

Национальные парки и заповедники Восточной Индии

Национальные парки и заповедники Восточной Индии

Национальный парк Казиранга находится в штате Ассам в Индии и является объектом всемирного наследи...

Текущее состояние «Индия/Нью-Дели/Храм Лотоса»

Текущее состояние «Индия/Нью-Дели/Храм Лотоса»

На данный момент вход в Храм Лотоса открыт для всех желающих независимо от национальности, кастово...

Джон Абрахам (John Abraham)

Джон Абрахам (John Abraham)

Абрахам родился в Мумбаи в декабре 1972 года. Абрахам закончил колледж в Мумбаи и свободно владеет...

Ченнай (Мадрас)

Ченнай (Мадрас)

Ченнай является административным центром штата Тамил Наду. До 1996 года город назывался на английс...

Культурное и религиозное значение «Индия/Нью-Дели/Храм Лотоса»

Культурное и религиозное значение «Индия/Нью-Дели/Храм Лотоса»

Индия уже давно пользуется заслуженной репутацией настоящей «страны чудес», ее местных жителей кра...

Омовения в священных водах Ганга

Омовения в священных водах Ганга

Древний миф повествует, что Ганга, омывающая райские берега снизошла на землю, для помощи людям в ...

    Праздники, обычаи и религия Индии

    О времени в Индии

    О времени в Индии

    (Сейчас идет 2011 год по христианскому календарю) Если путешественник собирается в Индию, то ему ...

    Картик (октябрь-ноябрь)

    Картик (октябрь-ноябрь)

    Дивали, или Дипавали (букв. ряд огней ) — праздник огней, символизирующий победу добра над злом,...

    Джешта (май-июнь)

    Джешта (май-июнь)

    Ганга Дашахара (Ганга Пуджа, Ганга Душера) — праздник, посвященный поклонению священной реке Ганг...

      Интересные факты:

      Факты об Индии

      Факты об Индии

      Интересно знать, что за последние 10 000 лет Индия не вторгалась на территорию другой страны, хоро...

      Индия история страны

      Индия история страны

      Площадь Индии занимает седьмое место в мировом рейтинге. Численность населения стоит на втором мес...

      Исторические факты про Индию

      Исторические факты про Индию

      В Индии есть все - от сари до пряных блюд, прекрасных пляжей и обильных снегопадов! В этой статье ...

      Рассказы туристов:

      Русские и Индия – очерк по истории

      Русские и Индия – очерк по истории

      О существовании Индии на Руси знали с древнейших времен. Но даже после «хождения за три моря» твер...

      Индия самостоятельно. Дели. ноябрь 2013

      Индия самостоятельно. Дели. ноябрь 2013

      Наше путешествие состоялосьв ноябре 2013 года. Проехали по маршруту Дели-Агра-Джайпур-Удайпур-Мум...

      Безвизовый транзит в аэропорту Дели

      Безвизовый транзит в аэропорту Дели

      Вопрос безвизового транзита через аэропорт Дели неоднократно поднимался на туристических форумах. ...

      Погода в столице

      Яндекс.Погода