сикхизм

Сикхизм — одна из национальных религий Индии. Ее название происходит от санскритского слова шишья (ученик). По национальной принадлежности почти все сикхи — пенджабцы, они образуют довольнокомпактную этноконфессиональную общность. Сикхи сосредоточены в основном в штатах Пенджаб иХариана, незначительная часть их живет в других штатах Индии. В современной Индии сикхи составляют1,9% от общего числа населения (их больше, чем буддистов и джайнов, но меньше, чем индусов, мусульмани христиан).
Сикхизм сложился в Индии в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций,индуистской и мусульманской. Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469—1539). О его жизнисохранилось мало достоверных сведений, они тонут во множестве легенд. Известно, что он родился в семьемелкого торговца из касты кхатри. Ему была предсказана слава великого духовного вождя.
Нанак рано отказался от уготованной ему карьеры торговца и, раздав бедным свое имущество, ушел издома. В отличие от индусских аскетов и мусульманских святых, он не искал тишины и уединения. Напротив,он пошел к людям — в города и селения, положив начало традиции, которой следовали впоследствии всесикхские гуру. Ни один из них не призывал к аскетизму и уходу от жизни, провозглашая достойным образомжизни труд, активную жизнь и взаимопомощь.
Около четверти века гуру Нанак бродил по стране, произнося проповеди и слагая гимны во славу бога.Главной темой его проповедей было равенство людей перед богом. По легенде его сопровождалимусульманин-музыкант и индус, записывавший гимны учителя.
Конец жизни гуру Нанак провел в Картапуре. Здесь и начала складываться сикхская община.Обязательными для ее членов были утренние и вечерние собрания (сангаты), на которых произносилисьпроповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивался также стол гуру — общая трапеза, закоторой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиознойпринадлежности. Позже этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших. Он и сейчас не утратил своегопервостепенного значения.
Тогда же были заложены основы религиозно-философской доктрины сикхов. Ее основные положениябыли унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок бхактии суфизму. С самого начала в нем утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманскогоединства, связанные с осознанием общности судеб индусов и мусульман. Организация сикхской общиныимела много общего с суфийскими орденами.
Со стороны индуизма на сикхских гуру наиболее заметное влияние оказали идеи бхактов Рамануджи (XIв.), Нимбарки (XII в.), Мадхвы (XIII в.), Чайтаньи (XV в.), Валлабхи (XV в.) и др. Именно они задавали тон вдуховной атмосфере средневековой Индии, проповедуя глубокую преданность личному богу инепосредственную эмоциональную связь с ним как главный способ богопознания и путь спасения,гарантирующий слияние индивидуальной души с богом.
Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, это — глубоко мистический процесс. Он нетребует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне. Отсюда — резкая проповедь противмусульманских и индусских священнослужителей, против канонических текстов, в том числе Корана и Вед.Однако эта позиция не была выдержана последовательно, и некоторые сикхские гуру ссылались наавторитет Вед.
Путь спасения в сикхизме — нам-марг, или сахадж-йога, предполагает 5 последовательных стадийдуховного совершенствования. В качестве обязательных установлений практики провозглашено постоянноеразмышление о боге и повторение его имени, а также медитация. Истинное служение богу — это преждевсего служение людям, и потому во главу угла ставится активная жизнь и труд на благо людей.
Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру; ученик-сикх должен емубеспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни изаботились о духовном развитии своих учеников.
Центром религиозной жизни были молельные дома-гурдвары ( Врата Гуру ). В них находилась главнаясвятыня сикхов — священная книга Ади Грантх . Гурдвары строились по мере роста общины в историческихдля сикхов местах и были связаны, как правило, с именами и деятельностью сикхских гуру.
Всего их было 10 гуру. Во время правления второго гуру, Ангада (1539—1552), стали устраиватьсябесплатные кухни — лангары, где могли беспрепятственно получать еду члены разных каст. С тех порлангары являются неотъемлемой частью сикхских гурдвар. Тогда же, как говорится в легендах, был введеншрифт гурмукхи (букв, из уст гуру ), предназначенный для записи сикхского священного канона.
Третий гуру, Амар Дас (1552—1574), начал постепенно отходить от непритязательной простоты первыхучителей. Он учредил сикхские праздники, ввел особый брачный ритуал ананд и стал более благосклонно,чем его предшественники, относиться к мирским благам.
Четвертый гуру, Рам Дас (1574—1581), установил наследственный характер власти гуру (до него каждыйгуру сам назначал своего преемника). Изменилась при нем и структура общины: она была поделена натерриториальные единицы—манджи, во главе которых назначались масанды. Рам Дас заложил такжебудущую столицу сикхов Амритсар.
Еще резче обозначился отход от первоначальных строгих принципов при пятом гуру, Арджуне (1581—1606). При нем община значительно увеличилась, распространившись в пределах всего Пенджаба, иупрочилась в структурном отношении, став мощной организацией. Но прославился гуру Арджун главнымобразом благодаря составлению священного сикхского канона Ади Грантх .
Так постепенно сикхи превратились в сплоченную, влиятельную и сильную организацию. В XVII— XVIIIвв. Пенджаб входил в состав империи Великих Моголов, и существование крупной сикхской общины насеверо-западной границе не могло не беспокоить монархов. Противостояние было неизбежным.Результатом его явилось преобразование мирной религиозной общины в военную могущественнуюорганизацию и обретение сикхами того воинственного духа, который с той поры стал неизменно с нимиассоциироваться. Преобразование особенно активным было при шестом гуру, Харгобинде (1606—1645).
До десятого гуру, Гобинда Сингха (1675—1708), кардинальных изменений в сикхской общине непроисходило. Гобинд Сингх произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру, уничтожил системумасандов и создал новое сообщество сикхов — хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введеныатрибуты сикхизма, именуемые пять к (длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет,особый род одежды).
Единственным гуру Гобинд Сингх провозгласил священную книгу Ади Грантх . Того, кто претендовал напост гуру, сикхи считали вероотступником. Это положение послужило главной причиной раскола иобразования сект в сикхизме (удаси, беди и др.).
В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780—1839) создал военноегосударство сикхов, которое дольше других сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальныйпериод сикхи вели борьбу против махантов, которые пользовались покровительством англичан и по сутибыли проводниками их политики. Результатом борьбы явилось создание Сингх сабхи и других организаций,отстаивавших чистоту сикхской веры. С 1920 г. делами сикхской общины управляет Комитет по управлениюгурдварами. Сикхи считают гурдвары оплотом сикхизма и источником силы сикхов.
В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии религия сикхов играет заметнуюроль.




Читайте:


Интересные подробности об Индии:

Дворец Бангалора

Дворец Бангалора

Строительство дворца было начато в 1862 году и завершено в 1944. Дворец построен в стиле архитекту...

Чума

Чума

Эта болезнь в настоящее время все еще встречается, но, к счастью, не так часто. Природные очаги чу...

Мечеть Хаджи Али

Мечеть Хаджи Али

Мечеть Хаджи Али была построена в 1431 году в память о богатом мусульманском купце Хаджи Али, поже...

Усиления иммунитета и долгожительство - Каякалпа Чикитса

Усиления иммунитета и долгожительство - Каякалпа Чикитса

Используется для замедления процессов старения. Продолжительность – 28 дней. Включает в себя раса...

Кушти – древнее индийское искусство борьбы

Кушти – древнее индийское искусство борьбы

Кушти – это форма традиционного реслинга в грязи, очень популярного в Индии. Ему несколько тысячел...

Как добраться до «Храма Радхаваллабхи»

Как добраться до «Храма Радхаваллабхи»

Добрать до Индии можно самолетом или поездом, а так же автомобилем или автобусом. Если добираться...

    Праздники, обычаи и религия Индии

    Праздник слонов в Индии – самый зрелищный праздник

    Праздник слонов в Индии – самый зрелищный праздник

    Слоновый праздник в Индии называется Триссур Пирам, который ежегодно проводится в одноименном горо...

    Неприкасаемые

    Неприкасаемые

    Отдельно выделяется каста неприкасаемых:такие люди исключены из всех общественных отношений. Они з...

    Аграхаяна, Маргаширша (ноябрь-декабрь)

    Аграхаяна, Маргаширша (ноябрь-декабрь)

    Гита Джаянти празднуется в одиннадцатый день светлой половины месяца Маргаширша. Именно в этот де...

      Интересные факты:

      ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

      ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

      10 самых интересных фактов об Индийском океане: 1. Индийский океан — первый океан, обнаруженны...

      Интересные факты

      Интересные факты

      Тысячелетняя история Индии – это самое логичное объяснение обилию интересных фактов об этой стране...

      Интересное об Индии

      Интересное об Индии

      Индия – это удивительная страна, с яркой историей, с большим количеством уникальных ритуалов, трад...

      Рассказы туристов:

      Индия самостоятельно. Дели. ноябрь 2013

      Индия самостоятельно. Дели. ноябрь 2013

      Наше путешествие состоялосьв ноябре 2013 года. Проехали по маршруту Дели-Агра-Джайпур-Удайпур-Мум...

      Русская община на Гоа

      Русская община на Гоа

      Русская община на Гоа это отдельная тема. Там уже давно выпускают карты Индии на русском языке. На...

      Индийские драгоценности, покорившие мир

      Индийские драгоценности, покорившие мир

      Жителям столицы предоставляется уникальный шанс увидеть красоту индийских драгоценностей вживую, н...

      Погода в столице

      Яндекс.Погода